За какую работу отвечает автопилот пассажирских самолётов

Полёт очень волнительное и захватывающее действие. Мы грузимся в самолёт и на высоте 10 000 метров летим в нужную точку. 10 000 метров на скорости 1000 километров в час! Авиация развивалась, человечество открывало для себя новые технологии, полёты стали длиться по 10 – 12 часов, а проходить в сложных погодных и природных условиях. Человеческий фактор, а пилот такой же человек со своими потребностями и недомоганиями, необходимо было исключать, поэтому все последние десятилетия технологи работают над функциями системы автопилота, перекладывая на неё задачи человека. Нынешнюю авиацию уже нельзя представить без неё, а её отключение является нештатной ситуацией, нередко приводящей к трагедии. В век технологий человек всё больше доверяет компьютеру и параллельно с этим всё больше становится от него зависим. Так кто же этот компьютеризированный член команды воздушного судна и что он умеет? Сегодня я расскажу вам за что отвечает автопилот.

Руление
Руление на 99% отдано человеку, как при подготовке к взлёту, так и при рулении после посадки, фактически этим занимается пилот, задача которого управлять самолётом, как автомобилем. Автопилот, во всём своём понимании, тут отсутствует. Автоматика всё-таки помогает пилоту, обозначая край полос и близость препятствий, на подобии парктроников машины.

Взлёт
Во время взлёта, автоматика начинает помогать пилоту всё больше, помогая набирать необходимую скорость и набирать высоту под правильным углом. Задача пилота держать самолёт в правильной плоскости и контролировать показания приборов, что бы они соответствовали прописанным параметрам. При этом если какой-то из показателей примет неправильное значение, система даст об этом сигнал и варианты решения. Тут, как раз человек, может принять решение исходя из окружающей обстановки. Например, видя фактическую погоду, можно принять решение не взлетать или при возникновении нештатной ситуации выбрать один из вариантов действий. Яркий пример чётких действия пилота – это посадка самолёта на кукурузное поле возле аэропорта Жуковский, когда в турбину самолета попали птицы.

Полёт
Поднявшись по показаниям приборов на нужную высоту, пилот включает автопилот, который позволяет ему отпустить штурвал и довериться технике. Автопилот будет держать заданную скорость и высоту, поддерживая горизонтальное положение самолёта. Задача пилота – визуальный контроль приборов. Оставлять приборы без присмотра пилоты права не имеют, поэтому всегда есть второй пилот.

Посадка
Сложная часть полёта, которая сейчас полностью автоматизирована. Когда раньше самолёты долетали до нужной точки, они нередко летели садиться в другое место из-за погоды. Сегодня благодаря развитию систем автопилота, техника может сесть по заданным параметрам и координатам, не смотря на погоду. Человек контролирует приборы и следит, что бы не возникли нештатные ситуации. Например, часто такое явление как молния, может повредить компьютерный помощник пилота и необходимо перехватить управление на себя.

Полёт сегодня – это слаженный труд человека и компьютера, которые существуют неразлучно страхуя друг друга. Наверняка не за горами первый полностью автоматизированный самолёт, но пока это прототипы. Автопилот незаменимая часть авиации, но без человека пока обойтись не может. Летайте самолётами и хорошего Вам путешествия!

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
J-GO